Тайны Кудымкорского собора
Собор ― самое загадочное здание в Кудымкаре, которое ждёт своего исследователя.




Первый деревянный храм во имя Николая чудотворца был освещен в 1647 году или 1715 году. В пользу первой даты говорит расколотый колокол, датируемый 1647 годом. В пользу второй – переписные книги князя Гагарина. Можно только с уверенностью сказать, что православие в Кудымкаре насчитывает около четырех столетий.
В 1795 году «владельцем Иньвенских волостей графом Александром Сергеевичем Строгановым заложен в Кудымкаре каменный трех-придельный храм во имя Святителя Николая, и наружная кладка его окончена в этом же году» [1]. Из того же источника известно, что строительство завершилось в 1800 году. Судя по быстроте возведения здания, главным инвестором был граф А.С. Строганов. Вряд ли за счет пожертвований четырех тысяч местных жителей, включая младенцев, в такие сроки могло быть возведен такой храм. При этом стоит учитывать, за исключением 28 лиц духовного и воинского звания, все остальные кудымкарцы были строгановскими крепостными.
По архитектурному стилю Свято-Никольский кафедральный собор относится к позднему русскому классицизму. Согласно «Списка памятником градостроительства и архитектуры Пермского края регионального значения»[2] автор данного проекта неизвестен. Авторы многих краеведческих изданиях называют предполагаемым автором архитектурного плана знаменитого русского зодчего Андрея Никифоровича Воронихина. В эти годы он делает только первые шаги в архитектуре и работает над изменением интерьеров строгановских дворца на Мойке и дачи на Чёрной речке в Петербурге.
Вновь построенный храм стал центром духовной жизни села Кудымкор. «Пермяки, как православные христиане, истины и таинства христианской религии принимают в простоте сердца. В них замечается особенная ревность творить поминовение по усопшим предкам. В дни поминовения усопших редкий домохозяин не сходит, если не к литургии, то, по крайней мере, к панихиде. Редкий из них не отслужит заупокойной литургии или панихиды по усопшим родителям во дни их преставления. В каждом доме в дни сии, кроме того, творится домашнее поминовение: полагают на стол разные яства, ставят свечу пред иконами и молятся, поминая умерших родственников»[3].
После установления советской власти внутренний и внешний облик здания был значительно искажен. В 1930 году храм был закрыт, и в нём расположился сначала клуб, в 1943 году ― краеведческий музей Коми-Пермяцкого округа. Только в 2009 году он был полностью передан верующим.
С 2000 года является памятником градостроительства и архитектуры Пермского края регионального значения Пермского края[4]. В нем начались реставрационные работы, и стали происходить чудеса. В алтаре храма сквозь толщу штукатурки стали проявляться фрагменты фресок, которые весьма схожи с росписью Спасо-Преображенского Кафедрального собора (г. Пермь).
С 2014 году после образования Кудымкарской епархии Свято-Никольский храм получил статус кафедрального собора.
Ссылки и примечания
[1]. «Летопись села Кудымкара, составленная жителем села Иваном Яковлевичем Кривощековым, на основании научных исследований о пермском крае, архивных документов Кудымкарской Николаевской церкви, разных других письменных источников местного происхождения и личных наблюдений (http://www.komi-permarchiv.ru).
[2]. Распоряжение губернатора Пермской области № 713-р от 05.12.2000 г.
[3]. Священник Ипполит Словцов. Опыт описания некоторых церквей Соликамского уезда.Пермские Епархиальные Ведомости. 1876. № 2. URL: http://www.komiprav.ru/hramy-i-monastyri/svjato-nikolskij-kafedralnyj-sobor.
[4]. Распоряжение губернатора Пермской области № 713-р от 05.12.2000 г.