За дороги замолвите слово

Одной из проблем развития современного Кудымкара и Коми-Пермяцкого округа были и остаются дороги. Первые шаги по её решению были сделаны более 90 лет тому назад. Об этом интересно и образно написано в отчете окружного исполкома «Дорожное строительство Коми (пермяцкого) округа за 10 лет 1925-1935 год». Он начинается с описания состояния дорог в 1925 году: из 2450 км дорог только 4,6% имели гравийное покрытие, 12,2% являлись грунтовыми, пригодными для передвижения на телегах, а 83,2% дорог пригодны «в зависимости от условий погоды, пробирались пешком, верхом, на санях или на волокуше» [с.4]. Единственная гравийная дорога Кудымкар – Усть-Пожва открывала путь жителям округа к Каме.
Развивающийся Коми-Пермяцкий национальный округ требовал скорейшего решения дорожной проблемы. В результате с 1925 по 1935 годы в гравийном исполнении со сложным мостовым переходом через р. Обва была построена дорога областного значения «Менделеево – Кудымкар – Юрла», которая дала возможность выйти на Транссибирскую железную магистраль. По словам авторов отчета, её строительство изменило жизнь не только кудымкорцев: «Там, где 2–3 года назад можно было проехать лишь верхом или на волокуше, причем на переезд тратилось от 3-х до 4-х дней – установилось грузовое и пассажирское автодвижение, как в летний, так и в зимний период, покрывая этот перегон в 3–4 часа» [с.5]. Дорожное строительство производилось не только за счет бюджетных средств (за указанный период было освоено 6369,4 тысячи рублей, что примерно равняется 226750,6 тыс. рублей в пересчете на современный курс рубля в отношении к доллару), но и активно использовался человеческий ресурс – привлекалось местное население. В рассматриваемом документе отмечается успешная работа Кудымкорского поселкового совета, который «выполнил план заготовки материалов в 1935 году по гравию и лесу на 100 проц. И борется за устройство торцовой мостовой» [с.11].
Авторы отчета не только рапортовали о достижениях, но и указывали на сложности организации строительства дорог. Во-первых, их большая протяженность при низкой плотности населения округа, в котором проживало всего 5,4 чел./кв.км. Во-вторых, отсутствие профессиональных кадров дорожных строителей: в 1935 году во всем Коми-Пермяцком национальном округе работало 2 инженера, 13 техников и 37 дорожных мастеров.
Подводя итоги проделанной работы, авторы доклада пишут «Путь, проделанный трудящимися округа под руководством нашей партии и советов, с помощью трудящихся всей страны «с волокуши на автомобиль» является огромным достижением» [с.14].
Источник: Дорожное строительство Коми (пермяцкого) округа за 10 лет 1925-1935 год. Кудымкар: Издание Коми (пермяцкого) окрисполкома, 1935. 30 с.